Что такое профильные психолого-педагогические классы и почему они набирают свою актуальность в новейшую эпоху?
Работа по созданию психолого-педагогических классов является составной частью Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. В настоящее время создание сети профильных психолого-педагогических классов происходит под управлением Министерства Просвещения и Академии Министерства Просвещения России.
Профильные психолого-педагогические классы – это первая ступень в процессе непрерывного педагогического профессионального образования, реализуемого в России. И уже, поэтому она достойна самого пристального внимания, как со стороны профессионального сообщества, так и общества в целом. Как гласит мудрая русская пословица, «хорошее начало полдела откачало». А «хорошее начало» в цикле непрерывного педагогического образования должно обеспечивать решение целого комплекса задач:
- Решать задачи профориентации старшеклассников, выявляя учеников с педагогической одаренностью и формируя активный интерес к профессии уже в стенах общеобразовательной школы;
- Снизить процент отчислений студентов педагогических вузов;
- Восполнить дефицит педагогических кадров в субъектах РФ, не только профессионально подготовленных, но и нашедших свое призвание в сфере образования;
- Помочь молодым педагогам закрепиться в профессии, содействуя прохождению их адаптации в реальных условиях школы;
- Содействовать развитию социального партнерства между образовательными учреждениями и местным сообществом;
- Способствовать формированию положительного имиджа педагогической профессии, созданию в социуме «моды» на педагогику.
Педагогические классы – идея не новая, и в нашей стране она уже реализовывалась в разное время с разной эффективностью. Первые педагогические классы существовали уже в дореволюционной России.
Во второй половине девятнадцатого века в частных гимназиях царской России было принято последний класс делать педагогическим. Основная цель - решить вопрос трудоустройства девушек из небогатых семей. Институты благородных девиц также имели в своей структуре педагогические классы. Они готовили домашних воспитательниц и учительниц. Так, в 1915 году в стране насчитывалось 913 профильных педагогических классов, в которых обучалось, в общей сложности, около 20 тысяч девушек.
В Советской России в двадцатые годы двадцатого века в старших классах Единой трудовой школы были внедрены различные профессиональные «уклоны». Педагогический уклон предполагал зачисление в педагогический класс по разнарядке органов управления образованием. Эти разнарядки были направлены на обеспечение потребности учреждений образования в учителях начальных классов и воспитателях. Факт окончания педагогического класса давал выпускнику право работать в отрасли без высшего образования. Но, к сожалению, совершенно не учитывал личные предпочтения и способности учащихся.
В сороковые годы двадцатого века престиж педагогической профессии был обусловлен во многом тем, что набор в педагогические классы производился только из лучших учащихся. Классы существовали в средних женских школах и осуществляли подготовку педагогов без высшего образования в 11-х классах. В начале шестидесятых годов такие классы уже готовили педагогов только для дошкольных учреждений - воспитателей для яслей, детских садов и вожатых для пионерских лагерей и других организаций.
И, наконец, самый недавний пример из этой хронологии - восьмидесятые годы прошлого века. Они также были ознаменованы попыткой возрождения педагогических классов. К концу девяностых годов эта идея провалилась по причине их невостребованности и неэффективности. Во многом это было обусловлено спецификой общественно-политических явлений того времени.
Сегодня можно с уверенностью говорить о новом витке психолого-педагогических классов в нашей стране. Одним из важных вопросов в концепции создания психолого-педагогических классов является вопрос, касающийся принципов их организации. На данном этапе основные модели формирования психолого-педагогических классов включают в себя:
- Модель внутришкольной профилизации. Это значит, что класс создает школа. Все предметы (и профильные, и факультативные), включенные в программу такого класса, обеспечиваются силами самой школы и привлеченных школой сторон;
- Модель сетевого взаимодействия. Это кооперация нескольких общеобразовательных организаций, которые удобно расположены в транспортном отношении;
- Ресурсная модель, которая предполагает выделение одной из образовательных организаций. Эта организация будет являться ресурсным центром.
- Каждая из этих моделей позволяет эффективно решать наиболее актуальные для текущего времени организационные вопросы: чему и как учить в таких классах, эффективное соотношение теории и практики, взаимодействие с родителями обучающихся, сотрудничество с регионом в удовлетворении его потребностей, информационная работа по повышению престижа педагогической профессии.
Кроме того, к вопросам первостепенной важности стоит отнести такие аспекты деятельности профильных психолого-педагогических классов, как: своевременное выявление и развитие педагогической одаренности, делая упор на способность к самообучению и эмпатии. Мотивация учеников при выборе профиля должна основываться на потенциальной способности испытывать радость и удовольствие от процесса познания мира, а также от возможности создавать условия, в которых это могут делать их подопечные.